Новости — 2022

Баху посвящается

На него приглашаются исполнители со всего мира, как известные, так и молодые. Всякий раз фестивалю задается тема, позволяющая в новом контексте услышать музыку великого композитора. В этом году она представлена слушателям как «Бах и французская музыка». К сожалению, из-за всем известных обстоятельств непреодолимой силы афишу пришлось значительно изменить практически перед самым открытием форума, поскольку зарубежные исполнители не смогли приехать, но все концерты состоятся, и пусть музыка послужит нам духовной поддержкой в столь непростое время.

Программа открытия фестиваля – Бах в компании с Пуленком и Сен-Сансом – заинтриговала. К слову, все репетиции к состоявшемуся концерту провел дирижер Кай Йоханнсен (кантор и органист Штифтскирхе – главного протестантского храма Штутгарта и прилегающего региона Германии), но накануне исполнения маэстро вынужден был уехать. Музыкальное руководство этой программы он передал дирижеру Алексею Доркину, который постарался максимально точно донести до слушателей замысел интерпретаций Йоханнсена.


Первое отделение было посвящено музыке-размышлению о бренности жизни и смерти, о борьбе между плотью и духом. Прозвучавший мотет Баха «Иисусе, моя радость!» («Jesu, meine Freude» BWV 227) из тех, что написаны «по особым поводам» (т.е. на заказ), был создан в 1723 году в Лейпциге для погребальной церемонии жены городского почтмейстера Иоганны Марии Касин. Но по своему уровню он, безусловно, вышел за утилитарные рамки. Уже то, что Бах создал мотет для пятиголосного хора (с двумя сопрано) вместо общепринятого в этом жанре четырехголосия, указывает на его особо важное значение. Содержание 11-ти частей произведения составляет сочетание двух текстов: 6 строф хорала «Jesus, meine freude», написанных духовным поэтом Иоганном Франком в сер. XVII века, которые чередуются, как интермедиями, пятью стихами из послания святого апостола Павла римлянам. Они показывают путь человека от его плотской жизни через отказ от прельщений (музыкально весьма ярких) к духовному существованию, благодаря Иисусу. «Переломный момент» осуществляется ровно посередине мотета – в сложной двойной фуге 6-й части. Даже если слушатель не знал сути «происходящего» (а ведущий концерта – известный музыкальный критик и телеведущий Артем Варгафтик – именно об этом произведении, к сожалению, ничего не сообщил), то у него в сознании вполне могли возникать музыкальные «картины», отражающие разные состояния – от условного буйства греха, некоей борьбы до возвышенности, отрешенности, тихого прощания с миром и торжественной радости духовного воскресения. Все это очень динамично, порой страстно, драматургически выстроено и стилистически точно было исполнено Симфоническим хором Свердловской филармонии. Сожаление вызывало лишь то, что в филармоническом зале невозможна храмовая акустика, которая придала бы звучанию еще больший объем.


С баховским мотетом интересно зарифмовался Концерт для органа, литавр и струнного оркестра Франсиса Пуленка, законченный в 1938 году. Он тоже написан на заказ – в фешенебельном салоне княгини де Полиньяк, куда был вхож композитор, имелся орган фирмы Аристида Кавайе-Коля, и его владелица хотела лично музицировать на нем. Этот светский «каприз» знатной дамы неожиданно стал для Пуленка важной творческой и духовной вехой. Работа над концертом шла тяжело, длилась 4 года, а посреди этого периода гибнет близкий друг композитора, и реакцией Пуленка на трагедию стал уход в религию (он совершает паломничество к древней святыне Черной Богоматери в Рокамадуре на юго-западе Франции), и это находит свое отражение в концерте, который переписывается практически заново. Свежим музыкальным языком композитор поведал о пути неофита к вере, религиозном преображении личности от удара судьбы, метаниях, отчаянии, тяжелых вопросах, попытках найти на них ответы, достичь света в душе, смирения и философского примирения. Все это глубоко прочувствованно, очень осмысленно, волнующе и исповедально исполнили органист Тарас Багинец (он же арт-директор фестиваля) и Уральский молодежный симфонический оркестр.


Второе отделение концерта воплотило собой радость бытия. Те же исполнители его открыли симфонией из кантаты Баха «Пусть Бог един моим владеет сердцем, BWV 169. Если бы не солирующий орган, который сопровождает оркестр, симфонию вполне можно было бы принять за часть светского концерта, настолько она изящна, празднична и пронизана светом. А затем и вовсе начались «домашние радости», видимо, чтобы оттенить глубокие философские переживания и напомнить, что есть обычная земная жизнь, французская легкость бытия и спасительное чувство юмора. Потому завершила концерт знаменитая большая зоологическая фантазия Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», написанная в 1886 году как сюрприз к частному концерту виолончелиста Шарля Лебука, а потом исполненная и на салонном вечере в доме певицы Полины Виардо. Надо сказать, композитор «стеснялся» своего детища и даже поначалу не разрешал печатать ноты, чтобы люди не думали, что он столь легкомысленный автор. Однако время все расставило по своим местам, этот «хит» по-прежнему пользуется популярностью. Вот и в искрометном исполнение Молодежного оркестра с пианистами Платоном Газелериди и Константином Тюлькиным «Карнавал животных» развеселил и очень воодушевил нашу публику. Открытие фестиваля стало своеобразным камертоном, настраивающим публику на то, что впереди будет много неожиданного и интересного.


Так, концерт, состоявшийся 9 марта, дал московский Оркестр старинной музыки «Pratum Integrum» (художественный руководитель Павел Сербин, виолончель). Коллектив, название которого переводится как «Некошеный луг» (метафорически – читай «непочатый край» музыки, которую предстоит заново открыть), существует почти 20 лет. Музыка исполняется на оригинальных инструментах XVIII века или их копиях, соответственно, струны на них жильные и звучание максимально приближено к тому, как это было при Бахе. Программу составили произведения Баха и его соотечественника, современника, коллеги, да к тому же друга – Георга Филиппа Телемана. Казалось бы, при чем тут Франция? А тогда одним из излюбленных жанров были сюиты из танцевальных пьес во французском стиле, но не для танцев, а для слушания. Поэтому прозвучали баховская сюита № 3 (версия для струнных) с известнейшей, возвышенно красивой Арией и увертюра-сюита Телемана (TWV 55:е4), а также Концерт для клавесина с оркестром Баха (на клавесине виртуозно солировал Николай Мартынов) и два телемановских – Концерт для струнных (TWV 43:D4) и Concerto grosso (TWV 52:G1).


Думаю, большинство слушателей с большим интересом открыли для себя музыку Телемана – очень интересную и разнообразную, да в почти «первозданном» звучании. «Pratum Integrum» не просто играют на старинных инструментах, но и стараются воссоздать интонирование, фразировку, задуманные авторами. Потому в их исполнении музыка настолько органична, будто льется сама из прекрасного музыкального источника. При этом звучит не как музейный раритет, достойный почтительно-скучноватого созерцания издалека, а по-настоящему живо, искренне, как-то молодо, затягивая слушателя в вихрь своих музыкальных событий (темпы у них просто невероятные!).

Вел программу по-дружески располагающе концертмейстер коллектива Сергей Фильченко (скрипка). Может потому в первом отделении слушатели-новички непосредственно и горячо хлопали после каждой части сюиты и концерта, что, на мой взгляд, мешало цельному восприятию произведений. (Иногда возникает мысль, неплохо бы, когда публика рассаживается, наряду с объявлением об отключение телефонов, сообщать о том, что многочастные произведения не стоит прерывать аплодисментами...) Впрочем, это лишь подтверждает, что мастерское исполнение способно увлечь и повести за собой любого слушателя. И не удивительно, что теплый прием публики «спровоцировал» «Pratum Integrum» еще на три биса.


Что ж, впереди у Bach-fest'а еще много интересных, разных по формату программ. Слушайте и открывайте для себя необъятный мир музыки.

Источник: https://uralcult.ru/persons/music/i138353/
Материал Марии Лупановой для Культура-Урала.РФ. Фотографии Татьяны Андреевой, предоставлены Свердловской филармонией.