Новости

Филармония открыла одиннадцатый Bach-fest

В день открытия эффектно прозвучала тема: «Бах и французская музыка», был представлен самый большой фестивальный состав исполнителей и обозначена просветительская направленность проекта. Визуальных ощущений Bach-fest`у добавила художественная выставка «Присутствие искусством», соединившая весенний Екатеринбург и цветущий Париж. 

Неожиданное сочетание Мотета Иоганна Себастьяна Баха — шедевра лейпцигского периода творчества, Органного концерта Франсиса Пуленка — одного из самых исполняемых произведений композитора и всемирно признанной шуточной Зоологической фантазии Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» 1 марта представили артисты Уральского молодежного оркестра и Симфонического хора Свердловской филармонии. Вместе с солистами: органистом и арт-директором фестиваля Тарасом Багинцом, пианистами Константином Тюлькиным и Платоном Газелериди они выступили под управлением маэстро Алексея Доркина. Процесс подготовки этой программы осуществлялся под эгидой традиционной для фестиваля Баховской академии, которую в 2022 году возглавил известный немецкий дирижёр Кай Йоханнсен. 

За готовность публики к восприятию программы концерта-открытия отвечал его ведущий — авторитетный российский музыковед, теле- радиожурналист Артём Варгафтик. На правах постоянного участника фестиваля, он прокомментировал выбор темы для Bach-fest`a-2022. По его мнению, одной из веских причин, по которой нынешний фестиваль посвящен Баху и французской музыки, стало 100-летие ухода из жизни патриарха французской музыки Камиля Сен-Санса — самого авторитетного, серьезного и самого богатого с точки зрения творческого наследия композитора романтической эпохи. По иронии судьбы, мировую славу Сен-Сансу принесло произведение, которое автор не желал даже публиковать. Ироническая Зоологическая фантазия «Карнавал животных» была написана композитором для домашнего концерта и впервые прозвучала 136 лет назад в кругу друзей, собравшихся в доме Полины Виардо во второй день масленичной недели. 

Слушатели концерта, состоявшегося на масленичной неделе 1 марта 2022 года, ощутили эффект «Присутствия искусством». Так назвала свою экспозицию, посвящённую фестивалю, екатеринбургская художница Лидия Чупрякова. Её выставка объединила более сорока утонченных, таинственных, дерзких и восхитительных работ, которые в виде коллажей представлены под открытым небом в самом сердце французской столицы. По словам Лидии Чупряковой, проект родился вследствие физической невозможности встретиться и сделать, как когда-то раньше, совместную выставку в Париже. Сюжетные диалоги получившихся составных произведений обращаются к простым человеческим чувствам. «Всегда есть возможность взаимодействия, нужны лишь желание и способ „присутствия искусством“ в данном случае», — считает художница.

Так же и Баховский фестиваль в Екатеринбурге был и остаётся возможностью погрузиться в причудливый мир изящного искусства, способного делать людей лучше, пробуждать в человеке человеческое. Он включает 9 концертов и будет продолжаться до 31 марта. В ближайшей программе «Органный Бах для начинающих» на любимых баховских инструментах прозвучит музыка, с которой росли и становились великими музыкантами сыновья Иоганна Себастьяна Баха (5 марта). 

Крупнейший в России ежегодный фестиваль баховского творчества проводится в Екатеринбурге с 2011 года. Он меняет представление о масштабе наследия Баха и является местом встречи известных интерпретаторов его музыки. За годы жизни фестиваль нашёл свою публику в Екатеринбурге и стал известен далеко за его пределами.

Организатором проекта выступает Свердловская филармония. Фестиваль проходит при поддержке губернатора Свердловской области.