Иоганн Себастьян Бах

Главная » Персоны фестиваля » Композиторы » Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах - один из величайших композиторов в истории музыки, непревзойденный мастер полифонии. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, за исключением оперы. При жизни он прославился как выдающийся органист, клавесинист и импровизатор.

Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Родился он 21 марта 1685 года в Эйзенахе. Когда мальчику было 9 лет, умерла его мать, а еще через год - отец. Иоганна взял к себе на воспитание старший брат Иоганн Кристоф, живший неподалеку в городишке Ордруф. Обучаясь под присмотром брата органной игре, Бах познакомился с музыкой современных ему южнонемецких композиторов - Пахельбеля, Фробергера, а также с работами мастеров Северной Германии и Франции.

В 15 лет Бах переехал в более крупный город Люнебург, где получил возможность заниматься в вокальной школе при местном монастыре. Кроме пения Бах постигал основы игры на клавесине, изучал итальянский французский и латынь, а также изучал естественные науки. Во время учебы Бах посещал крупнейшие центры музыкального искусства Северной Германии - Гамбург, Целле и Любек, где общался с ведущими органистами того времени - Георгом Бёмом, Дитрихом Букстехуде.

По окончании учебы Бах получил место придворного музыканта в Веймаре, у местного герцога Иоганна Эрнста. За несколько месяцев службы Бах прославился как блистательный виртуоз. Его пригласили на работу в Арнштадт в качестве органиста и смотрителя органа. Инструмент там был настроен по новой системе, дававшей композиторам значительно больше возможностей, которые Бах смог реализовать в многочисленных органных сочинениях.
Вместе с тем, неважное состояние местного хора тяготили его, а амбиции органиста-исполнителя требовали новых контактов, совершенствования мастерства. В октябре 1705 года Бах получил 4-х недельный отпуск и отправился в Любек. Там он, вероятно, не упустил возможности пообщаться и поучиться у Букстехуде. Он провел в Любеке всё Рождество и весь январь, и только в середине февраля 1706 года вернулся в Арнштадт, за что получил строгий выговор от начальства за несвоевременный выход из отпуска. Дополнительно Баху вменили в вину довольно странные гармонии при сопровождении хоралов на службах.

Решив сменить место работы, Бах выбирал крупный центр на севере Германии - свободный имперский город Мюльхгаузен. Здесь он женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Готовясь ко вступлению в должность, Бах предложил проект реставрации органа местной церкви, который местные власти немедленно утвердили, несмотря на достаточно высокую стоимость предстоящих работ. Но в судьбу Баха вмешались обстоятельства: за 14 дней до назначения нового органиста пожар обратил в пепел значительную часть старинного города, уничтожив наиболее богатые и красивые районы.

Бах переехал в Веймар, где ему предоставили пост органиста при дворе правящего герцога Иоганна Эрнста - одного из самых знатных правителей своего времени, искренне и преданно покровительствовавшего искусству.
Бах застал небольшой орган дворцовой церкви в очень хорошем состоянии. Правда, настроен он был в тоне корнета (на малую терцию выше камертона). Орган городской церкви был значительно больше. На нем играл Иоганн Готфрид Вальтер, с которым Бах сдружился.

В Веймаре Бах прожил 8 лет, которые были отмечены необычайной активностью в создании церковных кантат и органных сочинений. За этот период он хорошо изучил произведения ведущих итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. В 1713 году наследный принц Иоганн Эрнст (тезка правящего герцога) вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, к которым Иоганн Себастьян отнесся с величайшим интересом. Он сделал 5 переложений концертов Вивальди для клавира и еще 3 для органа. Параллельно оркестровые концерты итальянских мастеров перекладывает для органа Иоганн Готфрид Вальтером.

К концу своей службы в Веймаре Бах был известным органистом и искусным мастером игры на клавесине. К этому периоду относится известный эпизод, связанный с Луи Маршаном. В 1717 году известный французский музыкант приехал в Дрезден. Концертмейстер придворной капеллы француз Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя виртуозами. Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан спешно и тайно покинул город. Состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному.

Вероятно, в последние годы жизни в Веймаре у Баха испортились отношения с правящим герцогом. Когда князь Ангальт-Кетенский Леопольд предложил ему место придворного капельмейстера, Бах стал требовать отставки в Веймаре. Но в настойчивости своей просьбы он перешел допустимые границы, и поэтому герцог Веймарский, не привыкший к такому поведению своих слуг, посадил композитора под арест на целый месяц.

К Рождеству 1717 года Бах приступил к работе в Кётене. Новая должность не давала ему полного творческого удовлетворения, но зато принесла массу приятных эмоций и душевный покой. Князь, молодой человек 25 лет, с основательным музыкальным образованием, смог по достоинству оценить своего нового капельмейстера. Он брал Баха во все свои поездки, между ними возникла искренняя сердечная дружба, продолжавшаяся и после ухода Баха из Кётена. Князь был убежденным кальвинистом и не приветствовал утонченной музыки во время богослужений. Потому основная часть музыки, сочиненной Бахом в Кетене, была светской.

Шесть лет в Кётене - счастливейшие годы в жизни Баха. У него была масса времени для творчества. В его распоряжении не было приличного органа, но зато имелся превосходный камерный оркестр капеллы. Как практичный человек, умевший соразмерять свои творческие желания с практическими возможностями, Бах писал музыку для небольших инструментальных составов, клавесина, скрипки, виолончели, практически позабыв об органе.
Но годы счастья в Кетёне закончились летом 1720 года неожиданной смертью жены Марии Барбары, когда Бах был в поездке с князем в Карлсбаде.

С этого момента Кётен тяготит Баха, и он подыскивает себе новое место работы. Подрастающим сыновьям необходимо было приступать к обучению, и Бах пробует поступить на службу в один из крупных немецких городов Гамбург, но безуспешно. Только в 1723 году ему удается добиться места кантора в школе Св.Фомы в Лейпциге. Весной 1723 года Бах переезжает в Лейпциг, где проживет до самой смерти.

Первые годы в Лейпциге для Баха становятся настоящим испытанием, которое он с честью выдерживает - по условиям обязательства, подписанного Бахом при вступлении на службу, он обязан каждое воскресенье представлять новую кантату. Бах совершает настоящий композиторский подвиг, создав 5 полных годовых циклов духовных кантат (два цикла, вероятно, были утеряны).

В Лейпциге Бах получает хороший доход, его многочисленная семья (в 1721 году Бах женился второй раз на дочери кётенского трубача Анне Магдалене Вильке) живет в достатке. Помимо композиций в Соборе, в его обязанности входит работа с хором в школе Св.Фомы и уроки латыни.

Со временем Бах получает должность «музыкального директора» всех церквей города: он подбирает исполнителей, наблюдает за их обучением и выбирает музыку для исполнения. Во время работы в Лейпциге композитор, неоднократно конфликтовавший с городской администрацией, получает репутацию довольно своенравного и не уживчивого человека.

В марте 1729 года Иоганн Себастьян становится руководителем Музыкальной коллегии, светского ансамбля, основанного в 1701 году его старым другом Георгом Филиппом Телеманном. В течение почти всего года Музыкальная коллегия дважды в неделю устраивает двухчасовые концерты в кофейне Циммермана, недалеко от рыночной площади. Владелец кофейни Циммерман предоставил музыкантам зал и приобрёл несколько музыкальных инструментов. Многие из светских произведений Баха, датированных 1730-1750-ми годами, сочинены именно для исполнения в кофейне. К числу таких произведений принадлежат, например, «Кофейная кантата», возможно, клавирные пьесы из сборников «Клавирных упражнений», а также сонаты для скрипки или виолончели и клавесина.

В период работы в Лейпциге Бах создает множество своих бессмертных опусов, среди которых «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Месса си минор», «Магнификат», «Искусство фуги», «Лейпцигские хоральные фантазии», «Музыкальное приношение».

Он дает прекрасное образование своим детям. Три старших сына Баха - Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил и Иоганн Христиан становятся композиторами, слава которых на некоторое время затмевает славу отца.
В 40-е годы у Баха обнаруживаются проблемы со зрением. Он давно страдает близорукостью, но теперь у него стремительно развивается катаракта. По совету друзей, композитор решается на операцию у приехавшего из Лондона английского офтальмолога Тейлора. Однако операция дает роковые последствия: Бах не только полностью теряет зрение, но и существенно подрывает свое доселе крепкое здоровье.

В последние годы Бах, по-видимому, живет в затемненной комнате, не прекращая работу над сборником «Лейпцигских хоральных фантазий», которые намерен напечатать. Почувствовав приближение смерти, он диктует своему зятю Иоганну Кристофу Альтниколю хоральную фантазию на тему «Когда пребываем мы в тяжелой нужде», взяв для оглавления первые слова песни «Пред Троном Твоим я предстаю».

Однажды утром, проснувшись, Бах вдруг начинает хорошо видеть и даже открывает занавески - зрение будто бы возвращается к нему. Но спустя несколько часов следует удар, после чего наступает сильный жар и 28 июля 1750 года Бах умирает.

Он был похоронен у погоста собора Св.Иоанна в Лейпциге. Его могила долгое время считалась утерянной. В конце XIX столетия ее нашли и композитора перезахоронили у стен Собора Св.Иоанна. После 2-й Мировой войны, при разборе разбомбленного собора, останки Баха были найдены и вторично перезахоронены в алтарной части Собора Св.Фомы.

В течение всего XVIII столетия Баха не считали крупным композитором. Его сочинения дошли до нас благодаря сыновьям (главным образом, Карлу Филиппу Эммануилу), частным коллекционерам, сохранившим многие рукописи отца, а также благодаря хранению духовных сочинений в библиотеке школы Св.Фомы в Лейпциге.

Возрождение музыки Баха было положено Феликсом Мендельсоном, исполнившим в 1829 году «Страсти по Матфею» и посвятившего значительную часть своей жизни популяризации музыки великого лейпцигского кантора. В год столетия со дня смерти Баха в Лейпциге создается Баховское общество, которое ставит перед собой цель - скорейшее издание всех баховских сочинений для популяризации музыки Баха во всем мире. За полвека существования Баховского общества в свет выходит 46 полновесных томов баховской музыки.

В XX веке Бах - самый исполняемый композитор планеты. Во всем мире проходят фестивали его музыки, а в Лейпциге каждые 4 года проводится один из крупнейших органных конкурсов мира, носящий имя И.С. Баха.


Март 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
10.05.2013
Фотографии фестиваля 2013

В разделе "Фотографии" добавлены 38 ...

05.03.2013
Артём Варгафтик на "ОТВ". ВИДЕО!

"Бах-фест": весенний праздник любви к музыке (эфир "ОТВ" 04 марта 2013)

 

03.03.2013
Акция "Сохраним орган" началась!

3D mapping на орган Свердловской филармонии. ВИДЕО

03.03.2013
Бах-фест 2013 открыт! ВИДЕО

Участники «БАХ-фест 2013» Тарас Багинец и Ханс-Йорг Альбрехт в программе «УтроТВ».

22.04.2012
Программа Bach-Fest 2013

На сайт фестиваля добавлена программа "Bach-Fest 2013".

С 18 апреля в Свердловской филармонии...