Луи Маршан

Луи Маршан (02 февраля 1669 - 17 февраля 1732)

Французский композитор, клавесинист, органист, ярчайший представитель эпохи французского барокко. По словам современников, Маршан был единственным достойным соперником Франсуа Куперена-Великого.

В 15 лет он уже получил пост органиста.  Это был необычайно честолюбивый человек, с достаточно сложным характером, из-за которого часто попадал в разные скандальные ситуации. Его музыкальный талант, а также способность к интригам позволили ему быть одновременно титулярным органистом сразу в нескольких местах, основным из которых была Королевская капелла в Версале. Однако из-за дурного характера он проработал там лишь 7 лет. Согласно слухам, бывшая жена Маршана постоянно требовала себе половину его доходов, и в одну из королевских месс 1713 года он позволил себе в присутствии короля сыграть лишь половину службы, удалившись затем и заявив, что ему оплатили-де только половину мессы. Случился крупный скандал и король, всегда благоволивший Маршану, рекомендовал строптивцу удалиться из Версаля и из Франции во избежание более серьезных наказаний.
С того момента Маршан начал свое вынужденное многолетнее турне по странам Европы, в ходе которого не только множилась его слава, но и росло число завистников и соперников.

В историю музыкальной культуры имя Маршана вошло, в первую очередь, благодаря занятной истории, случившейся с ним в Дрездене и связанной с именем Иоганна Себастьяна Баха.

В 1717 году прославившийся во Франции исполнитель клавирной и органной музыки Луи Маршан прибыл в Дрезден, с огромным успехом выступил перед королем и был столь удачлив, что тот предложил ему службу с очень большим жалованьем.

Тогдашний дрезденский концертмейстер Волюмье написал в Веймар Баху, достоинства которого были ему небезызвестны, и пригласил его незамедлительно приехать в Дрезден, дабы попробовать свои силы в состязании с высокомерным Маршаном. Бах с готовностью принял это приглашение и отправился в Дрезден.

Волюмье был рад его приезду и устроил так, что Бах смог инкогнито послушать своего соперника. После этого Бах учтивым письмом пригласил Маршана к состязанию, вызвавшись экспромтом исполнить все, что Маршан пожелает задать ему по части музыки, и выразив надежду, что тот проявит подобную же готовность. - Конечно же, немалое дерзновение! - Маршан определеннейшим образом изложил на то свое согласие. Условились - не без ведома короля - о времени и месте [состязания].

Бах в назначенное время явился на поле сражения - в доме именитого министра [графа Якоба Генриха фон Флемминга], где собралось общество знатных особ обоего пола. Маршан долго заставил себя ждать. Наконец, хозяин дома послал [слугу] туда, где остановился Маршан, дабы - если тот, допустим, запамятовал - напомнить ему, что пора показать себя мужчиною. Но - к величайшему [всеобщему] изумлению - обнаружилось, что Маршан в тот же день, рано утром, удалился из Дрездена с курьерской почтой.

Бах же, оказавшийся, таким образом, единоличным предержателем поля брани, получил достаточную возможность представить доказательства той силы, какою он был вооружен против своего соперника. И он представил их - к изумлению всех присутствующих.

Король назначил ему за это в порядке дара 500 талеров, однако из-за неверности некоего слуги, который счел, что может найти этому дару лучшее применение, Баху он не достался, так что единственным вознаграждением его усилий осталась добытая им честь, - лишь ее он мог взять с собой, когда возвращался к себе домой. - Какое странное стечение обстоятельств! Француз добровольно отказывается от предложенного ему долговременного жалованья в более чем тысячу талеров, а немец, которому тот уже самим своим бегством недвусмысленно уступает пальму первенства, даже не может заприходовать пожалованное ему милостью короля единовременное вознаграждение! 

Впрочем, наш Бах охотно признавал за Маршаном достойное его славы совершенство исполнения. Но могут ли рождественские мюзеты Маршана, изобретение и исполнение коих, по имеющимся сведениям, принесло ему в Париже наибольшую славу, выдержать перед знатоками сравнение с многочисленными фугами Баха - о том пусть судят те, кто знает силы их обоих. (К. Ф. Э. Бах и И. Ф. Агрикола (в «Музыкальной библиотеке» Л. Мицлера). - Лейпциг, 1754 г.)

Впрочем, этот инцидент никак не отразился на славе Маршана. Он преспокойно прибыл во Францию, где прожил оставшиеся годы в спокойствии, работая органистом и преподавателем (среди его учеников Пьер Дю Маж, Луи-Клод д'Акен, Жан-Адам Жилен и другие).

К сожалению, до наших дней дошли только избранные сочинения Маршана, впрочем, вполне позволяющие ощутить масштаб одаренности этого незаурядного музыканта.


Март 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
10.05.2013
Фотографии фестиваля 2013

В разделе "Фотографии" добавлены 38 ...

05.03.2013
Артём Варгафтик на "ОТВ". ВИДЕО!

"Бах-фест": весенний праздник любви к музыке (эфир "ОТВ" 04 марта 2013)

 

03.03.2013
Акция "Сохраним орган" началась!

3D mapping на орган Свердловской филармонии. ВИДЕО

03.03.2013
Бах-фест 2013 открыт! ВИДЕО

Участники «БАХ-фест 2013» Тарас Багинец и Ханс-Йорг Альбрехт в программе «УтроТВ».

22.04.2012
Программа Bach-Fest 2013

На сайт фестиваля добавлена программа "Bach-Fest 2013".

С 18 апреля в Свердловской филармонии...