Жан-Филипп Рамо

Жан-Филипп Рамо (25 сентября 1683 - 12 сентября 1764)

Французский композитор, чья судьба удивляет не меньше, чем его музыка. Известность, успех и истинное признание пришли к нему уже в зрелом возрасте.

С самого раннего детства музыка для Рамо стала смыслом жизни. Родившись в семье музыкантов в Дижоне (отец Рамо был церковным органистом), получив первые уроки от отца, Рамо научился различать ноты раньше, чем читать. Еще в юности он покинул родной город, отправившись странствовать, то выступая с различными ансамблями в качестве скрипача, то останавливаясь в городах и работая церковным органистом. Уже тогда были заложены основы его выдающегося мастерства импровизатора и исполнителя. Но заработать на жизнь музицированием, не занимая никакой серьезной церковной или придворной должности, представлялось задачей трудноразрешимой.

Рамо начинает свой поход за признанием с теоретических исследований музыкальной науки. В 1722 году никому не известный 39-летний Рамо выпускает в свет свой первый теоретический труд - «Трактат о гармонии» с выдающимися открытиями, заложившими основы научной теории гармонии. О трактате и его авторе заговорили в Париже. Это позволило Рамо переехать в Париж и получить там должность органиста.  С 1726 по 1762 годы он опубликовал еще 15 книг и статей, в которых излагал и отстаивал свои взгляды в полемике с противниками, возглавляемыми Руссо. Академия наук Франции высоко оценила труды Рамо.

В 1726 году Рамо женится на Мари-Луизе Манго. Постепенно он завоевывает известность как автор клавесинных пьес, отличающихся элегантностью и непосредственностью. Три выпуска его пьес включали 5 сюит, в которых танцевальные пьесы (аллеманда, куранта, менуэт, сарабанда, жига) чередовались с характеристическими, имевшими выразительные названия («Нежные жалобы», «Беседа муз», «Дикари», «Вихри» и др.).

Только в 50-летнем возрасте Рамо решается дебютировать в знаковом для всех французских композиторов жанре - французской опере. Его первая опера «Самсон» на либретто Вольтера (1732) не была поставлена. Но уже на следующий год Рамо получает возможность ставить свои сочинения на сцене Королевской академии музыки. В 1733 году он представляет лирическую оперу-трагедию «Ипполит и Арисия», вызвав бурную полемику, но в целом добившись успеха и признания. К несчастью для себя, Рамо позволил втянуть себя в эту полемику между «буффонистами» и «антибуффонистами», и тем восстановил против себя не скучающих вельмож, а вождей французской духовной жизни Дидро, Д'Аламбера (который впоследствии станет самым значительным популяризатором музыки и научных трудов Рамо), Руссо, Гримма, словом, энциклопедистов. Эти писатели, великолепно образованные, сведущие и в музыке, защищали легковесные произведения (буффонады) появившегося тогда Перголези. Музыку Рамо стали называть шумной, оскорбляющей слух, противоестественной, ему в вину вменяли плохие либретто, небрежность и недисциплинированность певцов. Замечательные энциклопедисты в данном случае видели только внешние стороны сочинений Рамо: доведение до крайности унаследованных от Люлли театральных явлений, мощные звуковые эффекты, которые были тяжелы для слуха, привыкшего к музыке рококо; но они не замечали новаторских гармоний Рамо, обилия оркестровых красок, современной сущности в изображении характеров, мощного построения увертюр.
Но в то же время старый композитор Андрэ Кампра, который присутствует на представлении «Ипполита и Арисии», считает, что «музыки в этой опере больше чем, в иных десяти», добавляя, что «этот человек (Рамо) превзошел бы их всех». Рамо одновременно превозносится теми, кого восхищают красота, ученость и индивидуальность в музыке, и критикуется тоскующими по стилю Люлли, провозглашающими, что настоящая французская музыка сбивается с пути в пользу итальянизма низкой пробы. Тем не менее «Ипполит и Арисия» с 32-мя представлениями в 1733 году окончательно утверждает Рамо на первом месте во французской музыке того времени; опера еще трижды будет возобновлена в королевской Академии еще при жизни композитора.

В течение семи лет с 1733 по 1739, Рамо проявляет своей талант во всей красе - кажется, он хочет догнать потерянное время, создавая наиболее важные свои произведения.

В 1735 миру был представлен новый шедевр Рамо, которым он обессмертил свое имя - опера-балет «Галантные индии», вероятно наиболее известное сценическое произведение своего времени, по мотивам книги Луи Фюзелье. После экспериментов в области лирической музыкальной трагедии, которые завершились довольно успешно, Рамо берется за новый для него жанр - легкую оперу-балет. Рамо ищет больше экзотики в неких индиях, которые в каждом действии оказываются в разных странах: в Турции, в Персии, в Перу или у индийцев Северной Америки. Разреженная интрига этих маленьких драм служит, главным образом, для введения «большого спектакля» где роскошные костюмы, пейзажи, механические приспособления, и, главным образом, танец играют существенную роль. «Галантные индии» символизирует беззаботную, изысканную эпоху, посвященную удовольствиям и вежливости Людовика XV и из его двора. Проблематика оперы-балета «Галантная Индия» отвечает идеям Ж.Ж.Руссо о «естественном человеке» и воспевает любовь как силу, объединяющую все народы на свете.

Произведение представлено на сцене Королевской Музыкальной академии 23 августа 1735 и получило полный восторг публики. «Галантные индии» первоначально состояли из пролога и двух антре - «Щедрый турок» и «Инки из Перу». Затем Рамо добавляет третий антре «Цветы. Персидский праздник», который потом быстро переделал в ответ на критику первоисточника - в книге интрига в этой части особенно притянутая за уши; четвертый антре «Дикари» добавлен 10 марта 1736: Рамо там повторно использует танец индейцев Америки, который он сочинил несколько лет назад и использовал в клавесинном сборнике. Музыкальные темы «Галантных индий» впоследствии многократно использованы Рамо в других сочинениях.

Всего за свою жизнь Рамо создал около 40 сценических произведений. Постепенно полемический конфликт с энциклопедистами поутих, а сам Рамо был признан крупнейшим французским композитором после незадолго до этого ушедшего Франсуа Куперена Великого.

В 1745 г. он получил звание придворного композитора, а незадолго до смерти - дворянство. Однако известность и успех не изменили в нем независимой манеры держаться и высказываться, из-за чего Рамо прослыл чудаком и нелюдимом.

После смерти Рамо его наследие надолго затмила славу Глюка как реформатора оперной сцены. Но в XIX веке музыка Рамо оказалась под прессом популярности сочинений Берлиоза и Вагнера, новой романтической оперы. Возвращение музыки Рамо в концертные залы и на оперные сцены началось только в XX в., в первую очередь благодаря усилиям французских музыкантов: Сен-Санса, Дебюсси, Дюка, Мессиана. Напутствуя слушателей премьеры оперы Рамо «Ипполит и Арисия», Клод Дебюсси писал в 1908 г.: «Не будем бояться показать себя ни излишне почтительными, ни излишне растроганными. Прислушаемся к сердцу Рамо. Никогда не было голоса более французского...»


Март 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
10.05.2013
Фотографии фестиваля 2013

В разделе "Фотографии" добавлены 38 ...

05.03.2013
Артём Варгафтик на "ОТВ". ВИДЕО!

"Бах-фест": весенний праздник любви к музыке (эфир "ОТВ" 04 марта 2013)

 

03.03.2013
Акция "Сохраним орган" началась!

3D mapping на орган Свердловской филармонии. ВИДЕО

03.03.2013
Бах-фест 2013 открыт! ВИДЕО

Участники «БАХ-фест 2013» Тарас Багинец и Ханс-Йорг Альбрехт в программе «УтроТВ».

22.04.2012
Программа Bach-Fest 2013

На сайт фестиваля добавлена программа "Bach-Fest 2013".

С 18 апреля в Свердловской филармонии...